Среда, 17.07.2019, 17:54
Приветствую Вас Гость | RSS




Лауреат конкурса «Учитель года России-2013» о современной системе образования: «Мы движемся вперед!»

Выпускница Уральского государственного педагогического университета Юлия Леонидовна Семёнова вошла в число лауреатов Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2013». О секретах успеха и подводных камнях конкурса Юлия Леонидовна рассказала пресс-службе Уральского государственного педагогического университета.


Нажмите для открытия 41d493659f96f10b8777.jpeg


– Юлия Леонидовна, Вы – единственный педагог Свердловской области, кому удалось представлять честь региона на всероссийском уровне. Через какие конкурсные испытания Вы прошли?

– В первом туре каждый педагог-участник должен был представить интернет-ресурс, разработанный своими силами. Сайт содержал информацию о достижениях конкурсанта и его учеников.

Следующим этапом стал конкурс методических объединений: каждый педагог должен был представить проблемную тему, в основе которой лежала реальная проблема, успешно решенная конкурсантом. Выбранная мной тема была близка к теме кандидатской диссертации, которую я защитила в прошлом году: «Формирование билингвальной коммуникативной компетенции». Задача педагога – продемонстрировать актуальность обозначенной проблемы и предложить пути ее решения.

Следующим конкурсом было показательное учебное занятие в незнакомом классе. Накануне наша группа посетила школу №29 города Подольска. Образовательное учреждение запомнилось нам собственным планетарием, занятиями учеников на планшетных компьютерах.

– Как много времени отводилось на подготовку к конкурсным этапам?

– Вечером все конкурсанты получали задание. А утром должны были проявить себя в новом конкурсе. Получается, что на подготовку отводилась одна ночь непосредственно перед конкурсом.

– Так и до стресса недалеко…

– Да, действительно. Некоторым участникам становилось плохо во время конкурса. Иногда за кулисами дежурили врачи.

– Какой конкурс Вам запомнился больше всего?

– Одним из таких можно назвать «Разговор с учащимися». Как обычно вечером нам озвучили 7 тем для разговора с учениками. Примерный круг тем: «Как воспитать гражданственность?», «Здоровье – это ценность или нет?», «Как стать успешным человеком?» и другие. Естественно, была бессонная ночь, в течение которой мне нужно было подготовить теоретический материал по каждой из семи тем, включая презентации, тематические видеоролики. Темы были мне действительно интересны, но самая большая сложность заключалась в том, чтобы за 20 минут, отведенных на конкурс, «разговорить» детей, подтолкнуть их к дискуссии. Сложно было выбрать эффективную форму работы с учащимися – в школах Уральского региона не распространена такая форма общения с учениками, как дискуссия.

– Чем для Вас был интересен конкурс «Дискуссия со школьниками»?

– Интересна сама задумка конкурса, по которой в класс заходят дети и в течение минуты озвучивают педагогу выбранную ими тему для беседы. Мне, как учителю, хватило времени только на то, чтобы открыть подготовленные заранее папки с материалом и начать дискуссию. За отведенные 20 минут необходимо не только вывести учащихся на разговор, но и ответить на вопросы школьников, создать такую благоприятную обстановку, чтобы дети могли взаимодействовать друг с другом.

– Чем, на Ваш взгляд, интересна такая форма общения с учениками как дискуссия?

– Дискуссия позволяет педагогу не только говорить самому, но и слушать тех, кому адресована его речь. После «разговора с учениками» конкурсанты поговорили с их родителями. Здесь нам обозначили общее тематическое направление: «Нравственное воспитание гражданина России, проблема взаимоотношений семьи и школы, проблема карманных денег». Задача педагога – заставить родителей учеников задуматься над определенным аспектом озвученной проблемы. Я провела беседу с родителями школьников на актуальную тему: «Подростковые группировки: миф или реальность». Так же, как и в предыдущем конкурсе, родители сами выбрали тему для разговора и, стараясь обозначить конкретную проблему, задавали вопросы педагогу. Я в свою очередь не только отвечала на вопросы родителей, но и предлагала пути решения той или иной проблемы. Для меня было важным дать родителям возможность высказаться. В реальности любой педагог зачастую сталкивается с ситуацией, когда высказывания родителей противоречат мнению учителя. В этом случае поможет умение слышать другого и учитывать его точку зрения.

Я убеждена, что такая форма работы, как дискуссия, должна обязательно применяться в школах Екатеринбурга и Свердловской области для проведения родительских собраний. Зачастую мы забываем о том, что у многих родителей наших учеников богатейший педагогический опыт, они успешны и умеют конструктивно решать многие проблемы.

– Как Вы можете оценить атмосферу конкурса?

– Атмосфера была особой. На первом этапе все участники нашей группы очень сблизились. Не смотря на то, что все мы – конкуренты, мы помогали друг другу. Надо сказать, что я была в составе очень сильной группы, в которую входили представители Чеченской республики, Чувашии, Якутии, Ханты-Мансийска. Из нашей же группы – учитель информатики Андрей Сиденко, который стал победителем конкурса «Учитель года России-2013». Все участники нашей группы по-своему интересны. Мы разговаривали с коллегами о педагогике и современных подходах в образовании, обменивались опытом. Каждый регион представлял 1 участник. Всего было 8 групп, по 10 человек в каждой. Все преподаватели разных профилей: учителя физики, экономики, информатики, иностранного языка и другие. После каждого этапа в финал выходило по одному-два человека. Из 80 участников определились 15 лауреатов, в число которых я вошла.

– Какой конкурсный этап был для Вас самым сложным?

– Мастер-класс для большой аудитории во Дворце культуры г. Подольска. Жюри возглавил ректор МГУ, вице-президент Российской академии наук Виктор Антонович Садовничий. Также присутствовали представители Госдумы РФ, помощник Президента Российской Федерации Андрей Александрович Фурсенко и победители конкурса «Учитель года России» прошлых лет.

Мой мастер-класс первоначально был посвящен теме «Работа с QR-код на уроках иностранного языка», но из-за возникших проблем со здоровьем времени на подготовку к мастер-классу по этой теме не хватило. Я узнала, что вошла в «пятнашку», накануне вечером, а утром уже проводила мастер-класс. Я отдала предпочтение теме: «Читаем, думаем, творим» (использование принципа логографа на стыке русского и английского языков). Следующим туром была открытая дискуссия на тему: «Обучение детей с особыми образовательными возможностями», в том числе одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья. По окончании последнего конкурсного этапа была объявлена пятерка победителей и имена лауреатов конкурса. Мы приехали из Подольска в Москву.

– Юлия Леонидовна, чем, на Ваш взгляд, полезен для педагога опыт участия в подобном конкурсе?

– Я получила незабываемые впечатления от участия. Думаю, что учителям полезно окунуться в другой образовательный опыт, посмотреть на жизнь незнакомой тебе школы «изнутри».

По окончании конкурса мы приехали в Москву, где приняли участие в круглом столе в пресс-центре «РИА-Новости». Круглый стол проводил главный редактор «Учительской газеты» Петр Положевец. В нем также принял участие министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов. Обсуждали профессиональный стандарт педагога.

Уникальным для меня было то, что в числе других лауреатов конкурса я получила возможность съездить в лучшие образовательные школы Москвы. Мы побывали в ГОУ ЦО №548 имени Ефима Лазаревича Рачевского, в школе при НИЯУ МИФИ, ГОУ СОШ № 1218 и других, вошедших в десятку лучших школ Москвы.

– Какие вопросы обсуждались на встрече в резиденции Президента РФ?

– Сначала мы беседовали с министром образования и науки РФ Дмитрием Викторовичем Ливановым и помощником Президента РФ Андреем Александровичем Фурсенко. Тема нашей беседы – проблемы образования. Так, мы поднимали проблему электронных журналов и ЕГЭ, рассматривали возможности участия в олимпиадах школьников 7 класса. Главной темой разговора стал вопрос: как поднять мотивацию учащихся в среднем звене? По опыту знаю, что начальное звено у нас достаточно сильное. Старшее звено находится на хорошем уровне, а среднее нуждается в дополнительной мотивации. Эта проблема сегодня повсеместна.

Также была обозначена проблема подготовки педагогических кадров. Зачастую выпускники педагогических вузов «оторваны» от школы. Чтобы помочь им адаптироваться к профессии, была рассмотрена возможность введения в педвузах аналога интернатуры для выпускников.

Поднимался вопрос поддержки молодых специалистов на уровне государства, начиная от предоставления социальных льгот и заканчивая повышением престижа профессии педагога в стране.

– Юлия Леонидовна, расскажите, как прошла встреча лауреатов конкурса «Учитель года России-2013» с Президентом, какие впечатления у Вас оставила?

– Встреча с Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным прошла в его резиденции в Ново-Огарево и оставила самые благоприятные воспоминания. Мы вели непринужденную беседу. Действительно был диалог.

Владимир Владимирович поздравил нас, пожал каждому руку и побеседовал о проблемах современного образования. Встреча прошла в закрытом режиме.

Хотелось бы отметить, что Президент находится в курсе проблем образования и легко ориентируется в этой теме. Мы обсудили возможности совершенствования ЕГЭ как формы экзамена. Поступали предложения вести открытый банк заданий ЕГЭ и предоставить школьникам возможность сдавать ЕГЭ несколько раз в год. Президент озвучил статистику поступления школьников в высшие образовательные учреждения, согласно которой дети из регионов имеют больше шансов поступать в вузы Москвы, так как они сильнее по уровню знаний.

– Юлия Леонидовна, считаете ли Вы, что все замечания лауреатов конкурса – лучших педагогов – будут услышаны властью и повлекут положительные изменения в системе образования?

– Да. Все участники беседы делали записи. Не думаю, что стоит ждать стремительных изменений, но положительная динамика уже намечена. В последние годы в сфере образования происходят существенные изменения: повышается зарплата педагогов, улучшается материально-техническая база в школах (сегодня почти в каждом кабинете установлены проекторы и интерактивная доска). У многих учителей рабочий кабинет оборудован ноутбуком, принтером и другой техникой. Мы движемся вперед!

Юлия Афанасьева,
пресс-служба УрГПУ

Ю. Л. Семенова: «Только счастливый и успешный учитель может воспитать счастливых и успешных учеников» 

24027Финал регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2013» завершился победой выпускницы института иностранных языков Уральского государственного педагогического университета (в 1992 г. — факультет иностранных языков УрГПИ), преподавателя английского языка МАОУ Гимназии № 94 Юлии Леонидовны Семеновой.

В этом году Юлия Леонидовна успешно защитила кандидатскую диссертацию, была награждена почетной грамотой Екатеринбургской городской Думы, а ее кабинет английского языка победил в городском конкурсе «Лучший кабинет иностранного языка».

24031Ю. Л. Семенова — двукратный победитель конкурса «Лучшие учителя России» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2006, 2010). Награждена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ», является лауреатом национальной премии «Элита российского образования» и экспертом региональной предметной подкомиссии ЕГЭ по английскому языку. Успешно сдала кембриджские экзамены для учителей английского языка как иностранного CEELT и TKT (3 уровня).

Секретами успешной работы и научной деятельности Юлия Леонидовна поделилась с пресс-службой Уральского государственного педагогического университета.

— Юлия Леонидовна, рады поздравить Вас с победой в престижном учительском конкурсе! Поделитесь, что помогло Вам одержать победу в финале регионального этапа всероссийского конкурса? Какие уникальные методики и разработки Вы представляли?

— В первую очередь, мне помогла любовь к своей профессии педагога: к самому процессу преподавания, к детям, к иностранному языку, что, несомненно, явилось эмоциональной составляющей успеха. Обучение в аспирантуре, работа над научными публикациями и диссертацией дали мне теоретическую основу и стали научной составляющей успешного выступления. Сдача профессиональных международных экзаменов для учителей английского языка, проведение мастер-классов, семинаров, участие в конференциях и изучение передового педагогического опыта и технологий — как в России, так и за рубежом — способствовали росту моего профессионализма и стали методической составляющей победы.

В финале я представила тему «Формирование билингвальной коммуникативной компетенции учащихся в условиях диалога культур». Я рассмотрела формирование билингвальной коммуникативной компетенции как единый процесс, который происходит не отдельно на родном и иностранном языках, как при формировании моноязычной коммуникативной компетенции, а засчет взаимосвязанного использования двух языков в качестве средства образовательной деятельности. Большое внимание уделила используемым технологиям, которые позволяют учащимся не только изучить английский на высоком уровне, но и способствуют их личностному росту и саморазвитию.

— Расскажите, возникали ли трудности во время участия в конкурсе?

— Одним из конкурсных заданий было создание сайта. Это и стало для меня самой большой сложностью. Я не имела ни малейшего представления о том, как функционирует подобный ресурс. Меньше чем за неделю я научилась пользоваться конструктором для создания сайтов, добавлять материалы, вставлять видеоролики и др.

— Юлия Леонидовна, по Вашему мнению, какова цель современного образования и каким должен быть современный педагог (его «портрет»)?

— Цель современного образования — это всестороннее развитие личности ребенка, создание таких условий, где дети смогут реализоваться и получать радость от самого процесса познания. Без радости нет полета, а без полета нет стремления к постоянному интеллектуальному и личностному росту — основе для достижения самых высоких жизненных целей.

Позитивное отношение к школе формирует такое же отношение к городу и Родине.

Главным нравственным ориентиром для учителя должна стать его ответственность за духовно-нравственное воспитание своих учеников. Это непростой, длительный и порой непредсказуемый процесс. «Семена» добра, нравственности, патриотизма, порядочности и уважения к другим, которые учитель закладывает в своих учеников, не могут не принести плоды.

«Портрет» педагога я бы представила как 4С:

  • Competence — профессионализм во всех его аспектах;
  • Character and Communicative Skills — личностные качества, включая коммуникативные навыки;
  • Consistency — последовательность во всем;
  • Courage — мужество.

Для педагога важно самому состояться как личность. Только счастливый и успешный учитель может воспитать счастливых и успешных учеников.

— Считаете ли Вы профессию педагога престижной? Почему?

— Да, я считаю профессию педагога престижной, особенно сейчас, когда вопросы воспитания и образования стали приоритетной задачей государства. Увеличено финансирование сферы образования. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в лучшую сторону стало меняться отношение к школе и учителю. Образ учителя-неудачника остается в прошлом, все больше и больше творческих и интересных личностей приходит работать в школу.

— Один из показателей успешности педагога — достижения его учеников. Каких высот достигли Ваши ученики?

— Только за 2010–2013 гг. мои учащиеся завоевали более 300 призовых мест на различных районных, городских, региональных, всероссийских и международных олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях.

Трое моих учащихся стали лауреатами престижной премии Президента РФ в поддержку талантливой молодежи (2011 и 2012). Мой ученик Руслан Алиев — лауреат губернаторской премии (2012).

Среди самых ярких достижений моих учеников отмечу победу Владимира Смородинникова на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.

Анастасия Бисева стала призером Всероссийского конкурса «Юношеская восьмерка — 2011», а Руслан Алиев и Семен Зуев — победителями этого конкурса. Алексей Чулков — победитель межрегионального и регионального конкурсов «Ученик года — 2011» (Ульяновск).

За последние три года 16 моих учеников стали победителями и призерами региональных этапов всероссийских олимпиад по английскому языку. 48 учащихся — победители и призеры муниципальных этапов фестиваля «Юные интеллектуалы Екатеринбурга».

Мои учащиеся были награждены золотой и серебряными медалями Государя Императора Николая II (учредитель — Екатеринбургская епархия, 2012).

В 2013 году на Международной студенческой конвенции стран СНГ и Балтии (Москва) обучающиеся Евгений Каган и Анастасия Голубева стали абсолютными победителями в младшей и старшей возрастных категориях. Средний балл ЕГЭ по английскому языку среди моих учеников — более 85.

70% моих выпускников успешно сдают кембриджские экзамены САЕ и BEC Higher, что соответствует уровню профессионального владения английским языком по стандарту Совета Европы, а также по окончании школы наряду с российскими аттестатами получают международные аттестаты о среднем образовании, официально признанные CITA.

— Юлия Леонидовна, чем был обусловлен выбор факультета иностранных языков? Известно, что Ваш папа работал в СГПИ-УрГПУ в должности доцента кафедры теоретических основ физического воспитания. Не было желания пойти по стопам отца?

— Я училась в школе с углубленным изучением английского языка. Мой учитель Любовь Николаевна Шалагина создала все условия для того, чтобы ее ученики заинтересовались и полюбили английский язык. Меня привлекало множество возможностей, которые открывает перед человеком знание иностранного языка в современном обществе: это и чтение книг в оригинале, и широкий выбор профессий, и возможность путешествий, и определенная свобода творчества. Желание стать учителем пришло ко мне на 3 курсе УрГПИ во время педагогической практики в пионерском лагере. С тех пор я благодарна судьбе за то, что выбрала профессию учителя.

Направление работы моего отца связано с физическим воспитанием. Он всю жизнь серьезно занимается спортом и является КМС по велосипедному и конькобежному спорту, что и обусловило его научную деятельность. Я же занималась спортом на любительском уровне и никогда не думала связать свою профессиональную деятельность с каким-либо видом спорта. Работа с детьми привлекает меня гораздо больше.

— Какие возможности открыл перед Вами вуз (УрГПУ) для дальнейшей профессиональной деятельности?

— УрГПУ дал мне возможность определиться в правильности выбранного пути. Именно здесь для меня открылся истинный смысл профессии учителя. Я благодарна педагогическому отряду «Леда», который помог мне раскрыть свой потенциал вожатой и воспитателя, что в дальнейшем придало мне уверенности в школьной работе в должности учителя и классного руководителя.

Высокий уровень профессионализма преподавательского состава факультета иностранных языков УрГПУ (Г. Н. Бабич, В. Н. Багрецов, Б. Е. Зарубин, В. П. Овчинникова, З. М. Окулова, М. П. Шадрина и другие) позволил мне овладеть английским языком и методикой его преподавания на профессиональном уровне, что и стало залогом успеха моей педагогической деятельности.

— Самый главный урок, который Вы усвоили в жизни?

— Как сложится судьба, никто не знает...
Живи свободно и не бойся перемен.
Когда Господь чего-то забирает,
Не упусти того, что он даёт взамен...

— Можете ли назвать наставников, учителей, которым Вы благодарны (за опыт, знания, жизненное участие)?

— В первую очередь, мне бы хотелось отметить мою первую учительницу в школе № 144 г. Екатеринбурга Нину Васильевну Клепикову. Я благодарна ей за тот душевный микроклимат, который она сумела создать в классе; за теплоту и позитивное отношение к школе, которое она сумела привить своим ученикам на всю жизнь. Огромную роль в формировании моих педагогических ценностей сыграл директор института фундаментального психолого-педагогического образования УрГПУАвгуст Соломонович Белкин.

Я благодарна директору гимназии № 94 г. Екатеринбурга Ларисе Михайловне Никоновой. Она рискнула дать мне, молодому специалисту, экспериментальный класс, предоставила все условия для самореализации, принимала все мои педагогические начинания, давала возможность экспериментировать, вдохновляла и поддерживала в любой ситуации.

— Ваши пожелания родному вузу, который в 2013 году отмечает 20-летний юбилей в статусе «университет»?

— Желаю дальнейшего роста и процветания, продуктивной работы в плане подготовки квалифицированных кадров. Именно они закладывают интеллектуальный потенциал и фундамент счастливого будущего России! «Semper in motu» (с лат. — «Всегда в движении». — Прим. авт.)! Движение — залог успешности!


            


Позитивные эмоции - главное, что должны выносить выпускники из школы

Поощрение таланта
Чудесный сад

Главное - позитив

- Юлия Леонидовна, немало ваших учеников продолжают обучение за рубежом. Не печалит, что мы теряем светлые головы?

- Я бы не сказала, что это тенденция. Те ребята, которые едут учиться за рубеж, выбирают те специальности, которых у нас нет. А остальные выпускники благополучно поступают в наши вузы. Желания уехать во что бы то ни стало у молодежи нет. Дети сейчас хотят работать в России. А их желание пройти стажировку за рубежом объяснимо. Мы живем в периоде глобализации, и знать культуры той или иной страны с тем, чтобы осуществлять межнациональные проекты, - очень неплохо. Словом, чему-то учиться там - да, а реализовывать свой потенциал - здесь, на родине. Именно так сегодня мыслят дети.

- С чем, на ваш взгляд, связано такое изменение сознания?

- Престиж отечественного образования поднимается. Талантливых, трудолюбивых детей поощряют. У меня один мальчик окончил школу, имея 140 тысяч рублей, заработанных на всевозможных олимпиадах.

С другой стороны, дети ведь не рвутся к денежному призу. Это всего лишь финальное поощрение той огромной работы, которую человек проделал. Ведь чтобы стать, например, победителем Всероссийской олимпиады по английскому языку, Володя Смородинников четыре года напряженно работал. И право поступления на бюджет в МГУ на переводчика, где всего пять мест, несравнимо ни с какой денежной премией. Но она своего рода стартовый капитал, позволяющий ему жить в Москве, не прося помощи у родителей. Такие дети, привыкшие добиваться всего своим колоссальным трудом, знают истинную цену денег.

Сегодня и отношение общества к школе, к учителю изменилось в лучшую сторону. К счастью. Потому что, когда начинается целенаправленный сбор негатива, который выдается в концентрированном виде (как в том же сериале «Школа», например), формируется соответствующий образ педагога-неудачника. Пойдет ребенок к такому «образу» со своими проблемами обратиться за помощью? Никогда.

- А вы считаете, учитель для современных детей может стать другом?

- Должен им стать. У нас есть уникальный шанс не только дать ребенку знания, но и помочь ему в трудной ситуации. Выступить, например, своего рода посредником, катализатором в решении проблем во взаимоотношениях детей и родителей. Ведь самое главное (и я это всегда говорю родителям) - не потерять душевные отношения, не потерять доверие друг к другу, чтобы ни случилось. «Мы вместе преодолеем все» - вот главный принцип, которому в идеале нужно следовать родителям, педагогу, ребенку.

- Вопрос: много ли учителей готовых взять на себя эту ношу?

- Хорошо вы сказали: «ношу»… Много. Я считаю, не бывает плохих детей, плохих родителей, плохих учителей. Главная проблема - во взаимопонимании. Если оно существует, тогда реально сделать очень много. И, напротив, пока мы не поймем ребенка, не поймем родителей, пока родители и ребенок будут закрываться от учителя - хоть головой об стенку. Мое правило - родители всегда должны быть на стороне ребенка. И когда они поймут, что и учитель на этой же стороне и нет баррикад, тогда горы можно свернуть. Таких учителей, повторюсь, много. Хотя - да, такую ношу тяжко брать. Но главное - доверять ребенку и никогда не обманывать это доверие. Это тоже непросто.

Вообще нужно исходить из принципа, что ребенок пришел в школу учиться и становиться лучше, добрее, успешнее. Моя задача - «полить» все, что родители посеяли. Это, образно говоря, может быть травка, розы, георгины - все они требуют разного ухода. Но я должна взрастить все то, что есть в моем чудесном саду. Моя функция - помочь ребенку раскрыться.

- И дело не в предмете?

- Знаете, в прошлом году я выпустила класс. В конце ребята написали мне письма. Там практически не было ничего про английский язык. Ребята писали: «Вы рассмотрели во мне личность», «Я всегда был мальчиком в тени, а вы сумели направить свет рампы на меня», «Спасибо за то, что вы стали мне другом», «Вы наш ангел-хранитель»... Я тогда подумала, что в этом и есть мое настоящее предназначение учителя.

- Юлия Леонидовна, меньше месяца осталось до выпускных балов. По вашему мнению, с каким чувством ребята должны выйти из школы во взрослую жизнь?

- Не важно - отличник, хорошист или троечник (считаю, тройка - это выбор ребенка, который нужно уважать), в любом случае выпускник должен уходить из школы с ощущением позитива. От этого такая цепочка выстраивается! От позитивного отношения к школе формируется такое же отношение к городу, а дальше к Родине. Вот оно, зарождение патриотизма. И наоборот, (возвращаясь к началу нашего разговора), когда ему плохо, когда он чувствует, что не нашел себя в школе, что его не понимают и не любят, у него возникает негатив к классу, к школе, к городу, к стране, он стремится уехать. Никуда не тронется человек, имеющий работу, крепкую семью. Имеющий корни. 

Постоянный адрес статьи: http://www.ural.aif.ru/society/article/35929